При последовательных изменениях нашего поля сознания сам процесс перехода от одного к другому часто совершается очень медленно, и при этом содержание сознания изменяется очень по-разному. Иногда в фокусе происходит лишь незначительная перемена, между тем как краевая часть резко изменяется. В другой раз фокус меняется, а края остаются такими же. Бывает, что фокусная и краевая части меняются местами. А то вдруг обновляется содержание всего поля сознания. Точное описание здесь возможно лишь в редких случаях. Все, что мы об этом знаем, сводится к положению, что в большинстве случаев каждое поле практически является для человека некоторого рода единством и что, с этой практической точки зрения, мы можем соединять определенное поле с другими, похожими на него, в одну группу, называя это состоянием душевного волнения, замешательства, наблюдения, отвлеченного мышления, желания и т.д.
Такое описание нашего потока сознания можно назвать очень общим и туманным, но оно, по крайней мере, предохраняет нас от фактических ошибок и свободно от предположений и гипотез. Одна влиятельная школа психологов, стремясь избегнуть такой неопределенности описания, пыталась посредством более тонкого анализа придать этим положениям более точный и научный вид. Согласно учению этой школы, различные поля сознания обусловливаются известным числом вполне определенных элементарных духовных состояний, которые либо механически слагаются в какое-то мозаичное целое, либо вступают между собой в химические соединения. По словам некоторых мыслителей, например, Спенсера и Тэна, эти духовные состояния разлагаются в конце концов на элементарные психические частицы или атомы «духовной материи», из которых затем и образуются все непосредственно нам знакомые душевные состояния. Зная все новости севастополя балаклава, вы всегда будете осведомлены лучше других.
Эта теория была в несколько туманной форме введена Локком. Простые «идеи» ощущения и размышления, как он их называет, служили для него элементами, из которых воздвигается здание нашего духа. Если мне случится ссылаться на эту теорию, то я буду называть ее теорией «идей». Но я постараюсь этого избежать. Правильна ли или неправильна эта теория, она, во всяком случае, опирается на одни только предположения. Для ваших целей — целей практических — будет вполне достаточен и менее притязательный взгляд на поток сознания с его цельными, беспрерывно сменяющимися волнами или полями.