Сведения о самых общих элементах и функциях сознания — это все, что необходимо учителю знать для своих целей. Явление, которое психологии, т.е. науке о душевной жизни, прежде всего приходится исследовать, — это явление в то же время есть и наиболее общее. Оно заключается в том, что в каждом из нас во время бодрствования (а часто также во время сна) происходят некоторые сознательные процессы. В нас бежит поток различных состояний сознания — чувствований, желаний, размышлений и т.д., которые следуют друг за другом, как волны или поля, назовите это как угодно. Из этих явлений, которые проходят в нас беспрерывною чередой, состоит наша внутренняя жизнь. Существование этого потока — вот главный факт, на который указывает наша наука Elisa Kit; его природа и его происхождение — вот ее главнейшие вопросы. Когда мы стараемся классифицировать эти состояния или поля сознания, описать их разнообразные свойства, разложить их содержание на элементы или выяснить их обычную последовательность, — тогда мы находимся в области описания или анализа. Когда же мы спрашиваем, откуда являются эти состояния, почему они именно таковы, какими мы их осознаём, — тогда мы переходим в область объяснения.
Надо откровенно сознаться, что о происхождении этих следующих друг за другом полей сознания, равно как и о том, почему они обладают именно данным внутренним составом, мы, в сущности, ничего не знаем. Правда, они следуют за известными состояниями мозга или сопровождают эти состояния; точно так же достоверно, что их особые формы обусловлены как нашим предшествующим опытом, так и воспитанием. Но когда мы поставим себе вопрос: каким образом они обусловливаются мозгом? — мы оказываемся совершенно не в состоянии ответить; а на вопрос: как преобразуется мозг под влиянием воспитания? — мы можем ответить только туманными общими фразами, основанными на предположениях. Если бы, с другой стороны, мы стали приписывать эти состояния сознания какой-то духовной сущности, так называемой душе, которая будто бы именно посредством этих особых форм духовной энергии действует на мозг, то мы, правда, говорили бы всем известные слова, но я думаю, вы согласитесь со мной, что в них содержалось бы мало того, что в собственном смысле называется объяснением. В действительности, мы просто не знаем ответов на вопросы, относящиеся к области объяснения, хотя бы в некоторых направлениях и возможно было отыскать подающие некоторую надежду умозрения. Итак, для нашей настоящей цели я оставляю в стороне все попытки к объяснению и ограничусь лишь описанием названных явлений. Именно это я имел в виду, когда несколько выше заметил, что «новой» психологии, достойной этого названия, не существует.