Наказание является дополнительным методом воспитания. К данному методу у педагогов всегда было неоднозначное отношение, т. е. во все времена было актуальным: наказывать или не наказывать, с какого возрастного периода начинать, если наказывать, то какие методы являются наиболее эффективными и т.д. В недрах споров и дискуссий выделились следующие точки зрения: 1. Наказывать (наиболее активные сторонники авторитарной педагогики); 2. Отказаться от наказания (представители гуманистической психологии и гуманной педагогики).
Вот как об этом, еще в XIX веке, писал К. Д. Ушинский: «Если мы до сих пор применяем поощрение и наказание, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрение и наказание станут ненужными». Поскольку воспитание и сегодня является несовершенным, так же как и другие социальные процессы, то есть и 3-я точка зрения, заключающаяся в том, что наказание необходимо рассматривать в качестве наиболее сложного и исключительного метода, который должен применяться в крайних случаях. Поэтому педагогу важно знать все тонкости технологии его подбора и использования. Наказание выражается в осуждении действий и поступков ребенка, противоречащих нормам общественного поведения. Сущность наказания заключается в том, что оно тормозит отрицательные поступки и корректирует поведение ребенка, т. е. вызывает потребность личности изменить свое поведение в позитивном направлении, в положительную сторону.
Любите азартные игры? Узнайте как получить бездепозитный бонус в казино тут и обрести свой первый игровой капитал.
Педагог должен знать, что ребенка нельзя наказывать:
а) два раза за один и тот же проступок (если вы поругали ребенка, то уже не стоит помещать его затем в угол);
б) больного и ослабленного;
в) за то, что он не умеет, не знает;
г) по истечении длительного времени после проступка, например, Слава вел себя крайне неэтично в столовой лагеря. Это было во время завтрака в понедельник. Вожатая Света вынуждена была сделать мнократные предупреждения мальчику. Однако на увещевания и уговоры вожатой подросток никак не реагировал. Света решила обязательно его наказать. Но сразу после завтрака и весь этот и последующий дни Света была крайне занята многочисленными текущими делами, да и Слава ей не особо показывался на глаза. Она вспомнила о своем жестком решении только через два дня. Соответственно, между вожатой и подростком возник конфликт.
Виды и формы наказания:
- наказание-замечание, выговор;
- наказание-ограничение;
- наказание изменением отношения;
- наказание-осуждение, замечание;
- наказание методом естественных последствий;
- наказание посредством констатации поступка, действий;
- наказание-предупреждение;
- наказание-упрек;
- наказание-намек;
- наказание развенчанием;
- наказание-недоверие;
- наказание выполнением дела педагогом вместо воспитанников;
- наказание посредством метода «взрыва».