Они — часть его самого

05.11.2014

Частицу себя он отдает еще одному персонажу, сделав и его членом отделения боевой разведки, а также своим постоянным собеседником и спорщиком как в те, военные годы, так и после войны. Короткие диалоги Сержанта и его своеобразного двойника и антипода, названного иронично Писателем Пе, скрепляют многоголосую партитуру сюжета выразительными смысловыми аккордами.
Спорит Автор еще с одним оппонентом. Их диалоги-противостояния тоже пронизывают ткань повести выразительным пунктиром. Но со вторым оппонентом ситуация особая. Это юная студентка Мария. Наша современница. Активистка. Отличница. Кандидат в кандидаты наук (так с почтительной иронией рекомендует ее автор). У юной милой студентки Марии свой взгляд на правду о войне. У нашего же Автора она этой правды не находит. Она, например, знает, что любви как таковой нет, «все это липа и яблоневый цвет — на войне барышень волокут в кусты, а не купаются с ними в светлых струях теплого озера». У юной активистки к тому же претензии по поводу формы, в которую облекает Автор свои фронтовые впечатления. Кандидатка же в кандидаты наук убеждена, что нет никакой любви, а есть одно лишь «желание барыша».
Повесть — не о проблемах современной молодежи, но она заставляет нас ощутить тревогу этим противопоставлением юного, женственного и — увы — самонадеянного существа тем, другим, тоже юным, которые не только знали, что Любовь существует, но и ради нее шли на смерть.
А как быть с другой войной, о которой мы лишь учимся говорить в полный голос?
Писатель Пе, замечает Автор, редко говорил о ней. Но «он считал, что именно и перестройку, и новое политическое мышление». Однажды он спросил ребят-афганцев, к чему прежде всего им пришлось пересмотреть свое отношение там, в Афганистане? Они ответили: «К комсомолу и к ветеранам войны».
Писатель Пе не уточняет, как именно и в одну ли сторону пересмотрели. Автор лишь помещает короткую реплику.
В повести часто дается только намек, повод поразмышлять. Даже о той войне, в которой участвуют его герои, автор пишет на удивление скупо. Собственно, самой «войны», то есть сражений, атак, боевых эпизодов и т. д., в книге нет. Нет всего того, что не удержался бы живописать другой автор, имей он такой же богатый фронтовой опыт, как наш Автор и Сержант.
У Радия Погодина эпизоды войны кратки и символичны. В этом смысле характерны два эпизода в начале повести.
Первый — смерть девочки, убитой на руках отца пролетевшим над железной дорогой фашистским самолетом. Второй — смерть немецкого солдата, убитого женой выстрелом из пистолета: она не узнает его, вернувшегося в конце войны домой. Архив

Расписание
 
Педагогический коллектив

2011-2012
Учебного года